Здравствуйте! Меня зовут Татьяна! Я - преподаватель сельской школы села Монастырщино Кимовского района Тульской области,автор сайта "Белая птица". Я рада вас видеть на этих страницах !
2 мая 2014 года в Себино открылся музей Матушки Матроны. Ждём всех в гости!
По вопросам организации посещения и экскурсий и иным вопросам обращайтесь по тел 8-906-532-35-99 или пишите sebinomuzei@rambler.ru Татьяна
К большому сожалению, подлинный дом старицы Матроны и её семьи в селе Себино не сохранился. Ориентируясь на устные предания о том, что изба Никоновых стояла напротив церкви и принимая во внимание, что внешне дом тридцать шесть выглядит старше и беднее других, кто-то из журналистов решил, вот он и есть дом, где жила семья старицы. Легенду быстро подхватили газеты и телевидение.
Но точных подтверждений тому нет. Напротив, многочисленные догадки и некоторые воспоминания старожилов вызывают сомнения в категоричности этого утверждения.
Скорее всего, дом Никоновых стоял или немного ближе к церкви , или чуть глубже к лесу. В Великую Отечественную Себино горело. Домов дореволюционной постройки практически не осталось. Но родительский дом Матроны исчез, видимо, уже после войны. Возможно, окончательное разрушение дома произошло в 1956 -1958 году. Именно это время вспоминала одна почтенная жительница Себино, которой , к сожалению, больше с нами нет. "Дом совсем обветшал и разваливался, подогнали технику и всё сровняли с землёй". Такое могло быть, на дворе стояло время лютого безбожия. никто не задумался над тем, что рушит исторический объект. Ведь до прославления матушки Матроны в лике святых пройдет ещё 40 долгих лет.
Из очень смутных воспоминаний старожилов и пожилых паломников вырисовывается образ постройки: совсем маленький дом, едва ли не в одно окошечко, очень бедный.
Предположим, что Дмитрий и Наталья, родители Матроны, строили дом сами. Матронушка была не первым ребенком в семье. Значит, если она родилась в 1881 или в 1883, то дом предположительно мог быть построен в 1870 -73 году. Значит, сейчас ему было бы лет 140 от роду. Конечно, могло быть и меньше, но все едино, сейчас ему было бы более 100 лет. В окрестных наших селах таким почтенным возрастом могут гордиться только церкви,барские дома, купеческие особняки, например, в Молоденках, в Хитровщине уцелели дворянские постройки, в Епифани есть старые дома купцов. Но вряд ли бедный крестьянский дом мог столько продержаться. А жили Никоновы, по преданиям , очень бедно. Мне не дано знать и понять причину этого, ведь четверо детей в крестьянской семье того времени - это скорее мало, чем много, и по восемь, по десять детей бывало. Возможно, не был достаточно здоров для тяжкой крестьянской работы отец. Возможны и какие-то другие причины. Кто знает. Кроме всего прочего, в архивах Тульской области Никоновы значатся по времени 1910-1912 г. вовсе не бедной, а зажиточной семьёй. Противоречия эти с трудом укладываются у меня в голове. Если Никоновы были бедны, то откуда в переписи у них дубовый дом под железом, рига, горница из разного леса и т. д.? А если они были зажиточны, то почему братья решительно встали на сторону советской власти, это не совсем характерно для имущих людей? Почему в воспоминаниях дом Никоновых остался маленьким и бедным? Может, это уже и не дом был, а рига ? А сам дубовый дом сгорел в Великую Отечественную? Где доживала свой век мама Матроны, Наталья? Что произошло с семьей после смерти отца (перепись, где говорится о зажиточности Никоновых проводилась в 1911, а отец Матрены Дмитриевны, Дмитрий Иванович, скончался в 1912 году)? Делили ли братья имущество отца? Что оставили матери и болящей сестре? Что было в эти пять лет от смерти отца и до революции? После революции? Ведь время было бурное и беспощадное. Никаких воспоминаний об этом в округе нет.
Короче говоря, упустили мы свою историю, многое ушло в легенды и нестыковки.
Очень часто результаты этой переписи приводятся как доказательство несостоятельности житийной версии о жизни семьи Никоновых. Но я бы не стала так спешить. По времени переписи Матроне Дмитриевне Никоновой уже 28 лет. Житийная же версия говорит о бедности больше ко времени рождения святой. (1881-1883 г. предположительно). Согласитесь, это немалый промежуток времени. Особенно для сельской семьи. В деревне достаток прирастает медленно, очень медленно. За это время могли произойти и положительные изменения в благосостоянии семьи. Выросли дети, слава о деяниях Матроны Дмитриевны уже была велика, люди хоть чем- то , а благодарили её, всё это в семье было подспорьем. То есть можно предположить, что родиться Матрона Дмитриевна могла в одном доме, доме своего деда, а ко времени переписи её отец, Дмитрий Иванович, отделился и имел свой дом. Хотя в ревизских сказках и дед значится не богатым, но и не бедным человеком. Но значило ли это автоматически, что и молодые Никоновы были обеспеченными?
В общем, для себя я сделала вывод, что к истории надо относиться очень бережно. Тогда она не оставит столько загадок. Не могла версия о бедности появиться на совершенно пустом месте.
Конечно, хотелось бы, чтобы это и был дом семьи Матронушки. Это был бы бесценный исторический экспонат. Но не всё подвластно нашим желаниям и время часто сильнее нас.
Это не дом Никоновых. Матушка Матрона в нем не жила.
Совсем недавно там жила пара пожилых людей. Во времена расцвета легенды о "доме Матроны" многие из паломников заходили туда. Но старики умерли. Дом продан в частные руки и сейчас закрыт.
На уровне тульских областных структур обсуждается возможность восстановления дома старицы. Об этом положительно высказался и губернатор Владимир Сергеевич Груздев. Я не знаю, как будут преодолеваться трудности: ведь надо будет все делать с нуля - искать архивы, подбирать материал, строить или перестраивать дом, восстанавливать интерьер нелёгкого крестьянского быта. Да и чиновничьи лабиринты изощренно сложны. Но я знаю, что в Туле масса талантливых людей, любящих свой край, поэтому верю, что в скором времени паломники смогут посетить такой же дом, как тот, в котором когда - то жила матушка Матрона.
До встречи в Себино.
|